вторник, 22 октября 2013 г.

История Сахалина

БОШНЯК Николай Константинович
(1830 – 1899), первопроходец
Амурская экспедиция, сыгравшая в середине XIX века решающую роль в беспримерном деле мирного присоединения к России обширных пространств Приамурья, Приморья и Сахалина, была удивительной по своему составу. Она вобрала в себя, подстать её начальнику Г. И. Невельскому, исключительно подвижников — самоотвер-   женных, талантливых и преданных России молодых людей. Это были недавние выпускники Морского корпуса, кто по личному почину подавал рапорт о зачислении именно в Амурскую экспедицию: лейтенанты П. К. Бошняк, П. В. Казакевич, II. В. Рудановский, Г. Д. Разградский, А. И. Петров, Д. И. Орлов, Н.М. Чихачёв, приказчик Российско-Американской компании А. П. Березин и другие, включая нижних чинов, кого о желании попасть на Амур не спрашивали, и поимённо всех не могут назвать даже исследователи.
Благодаря им в считанные годы были изучены и описаны, нанесены на карты Амурский лиман, побережье Сахалина, описаны и определены положения заливов Де-Кастри и Императорской (Советской) гавани, основаны посты по Амуру, на озере Кизи, на Сахалине и побережье Татарского пролива.
Один из наиболее заметных вкладов в общее экспедиционное «Амурское дело» был сделан Николаем Константиновичем Бошняком, кому нелёгких испытаний перепало едва ли не поболее всех.
Позже, вернувшись с Дальнего Востока, он напишет о себе: «Пусть не думают, что я обвинял кого-нибудь в том, что мне пришлось жить таким образом; я знал, что офицеров не было, а дела много; охотников на такую жизнь не находилось — и это понятно: удовольствия Петербурга и даже удобства обыкновенной оседлой жизни слишком привлекательны в сравнении с теми лишениями, которым мы подвергались в этом краю, тем более что, как часто случается, можно приобрести известность и выгоды, не подвергая себя таким лишениям».
История рода Бошняков берёт начало в царствование Петра Первого, когда в Россию перебрался и принял российское подданство дальний предок, грек по национальности, ранее проживавший в Боснии и бежавший от турок.  Отсюда и Бошняк. В роду было много военных.
Отец и дядя Николая Константиновича отличились в войне 1812 года. Но никогда не было моряков. Первым стал он. Только морских дальних плаваний ему выпало не очень-то много.

Комментариев нет:

Отправить комментарий